4 февраля состоялось заседание Комитета строительства и ЖКХ Президиума Нацпалаты «Атамекен», в ходе которого были рассмотрены итоги проведенной Комитетом работы за прошедший год и обозначены задачи на предстоящий период
Открывая заседание, Председатель Комитета Александр Белович отметил, что несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, и имеющиеся системные проблемы в строительной отрасли, по данным официальной статистики в сфере строительства наблюдается положительная динамика.
Справочно: По данным статистики, объем введенного в эксплуатацию жилья в 2021 году составил 17 млн. кв., что на 11 % превышает показатели 2020 года. Расходы по всем источникам финансирования на строительно-монтажные работы в 2021 году превысили показатель 2020 года на 15 % и составили 7,4 трлн. тенге, из которых 4,5 трлн. тенге – собственные средства предприятий и организаций.
«Прошлый год был не простым для строительной отрасли. Наряду с системными проблемами (несовершенство государственных закупок, ценообразование по государственным объектам с ценами несоответствующими рыночным, проблемы с бюджетным планированием строительства объектов и др.), которые частично удалось решить, мы столкнулись с новыми вызовами, которые требовали оперативного реагирования и принятия срочных мер. Не все вопросы удалось снять, но ряд вопросов, в тесном сотрудничестве с Правительством и ответственными госорганами, нам все же удалось решить», — отметил Александр Белович.
В текущем году совместными усилиями Комитета, в составе 16 аккредитованных в системе «Атамекен» отраслевых ассоциаций, удалось добиться положительных результатов в вопросе необходимости корректировки проектов строительства, финансируемых из средств бюджета, вызванной существенным удорожание стоимости строительных материалов.
Большим достижением в решении вопроса удорожания стоимости строительства по госзаказу, стало законодательное закрепление возможности корректировать смету при удорожании стоимости строительных ресурсов.
Также, совместными усилиями Комитета по решению вопроса прохождения государственной экологической экспертизы, которые возникли после введения нового Экологического кодекса, удалось добиться внесения ряда поправок, предусматривающих упрощение процедуры и сокращение сроков проведения экологической экспертизы по проектам строительства объектов гражданско-жилищного назначения.
Кроме того, достигнуты положительные результаты по целому ряду инициатив НПП:
Сокращены требования по количеству паркингов в домах 4 и 3 классов; Продлены действия программ «Баспана Хит» и «7-20-25» до полного использования заложенных денежных средств; Установлены нормы предельно допустимых отклонений при приемке объектов в эксплуатацию (1,5 % о общего объема); Нормативно урегулирован вопрос применения трехступенчатых газораспределительных систем; Прекращена практика по внесению актов надзора по вопросу взыскания сумм затрат при выполнении СМР в зимнее время. Выделен отдельный ОКЭД по коммерческой недвижимости; Установлены требования по справедливой стоимости продажи государством права аренды на земельные участки и другие инициативы бизнеса. Также, в ходе заседания была отмечена эффективная работа Комитета по рассмотрению совместно с уполномоченным органом проблем предпринимателей в сфере государственных закупок в строительстве, в рамках Комиссии по проблемным вопросам бизнеса под председательством Первого Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан.
По итогам работы, на основании предложений Рабочей группы, созданной при Комитете из числа представителей отраслевых ассоциаций:
Уменьшен допустимый порог снижения цены конкурсной заявки при закупках (СМР с 10 % до 5 %, по проектным работам с 15% до 10%); Введено новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика и снижен показатель уплаченных налогов с 4% до 3%; Установлены конкретные сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг со дня предоставления необходимых исходных данных, подписания актов выполненных работ авторским и техническим надзорами, сдачи заказчиком проектно-сметной документации на экспертизу; Обеспечена возможность подтверждения опыта работы по объектам, выполненным за счет частных инвестиции и разделения опыта работы по видам работ при комплексном строительстве; Урегулированы вопросы необоснованного внесения заказчиками в договор требований и (или) условий, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Вместе с тем, в ходе обсуждения членами Комитета был обозначен ряд ключевых проблемных вопросов отрасли, над решением которых Комитету предстоит продолжить работу в текущем году.
Среди основных направлений, которые будут заложены в План работы Комитета на 2022 год: решение вопросов по снижению зависимости от дефицита кадров и спецтехники, принятие комплексных мер, направленных на увеличение объемов производства строительных материалов, дальнейшее совершенствование сметно-нормативной базы, отраслевого законодательства, законодательства в сфере государственных закупок в строительстве, повышение доходов населения и другие вопросы строительного рынка.
Также, участники заседания обсудили вопросы необходимости повышения эффективности работы Комитета, путем укрупнения и усиления роли отраслевых ассоциаций, увеличения охвата ими субъектов предпринимательства, в том числе на уровне регионов, пересмотра квалификационных требований к аккредитации ассоциаций в Комитете и его персонального состава.
Заместитель Председателя Правления «Атамекен» Талгат Темирханов проинформировал Комитет о работе, проводимой Нацпалатой по созданию Цифровой экосистемы «Digital Atameken», в рамках которой будут реализованы новые подходы к взаимодействию с предпринимателями и ассоциациями.
«Создаваемая экосистема призвана обеспечить адресный и сервисный подход к оказанию услуг предпринимателям, путем объединения по принципу «одного окна» всех государственных услуг для предпринимателей, мер государственной поддержки и услуг, оказываемых НПП «Атамекен», в одном месте» — рассказал Талгат Темирханов.
Также, он рассказал о ходе работы Рабочей группы по трансформации Нацпалаты и призвал всех участников заседания принять активное участие в данной работе.
источник: НПП «Атамекен»