В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» на площадке Комитета строительства и ЖКХ прошло обсуждение предложений министерства индустрии и инфраструктурного развития по реформированию строительного рынка. Консолидированная позиция предпринимателей по вопросу реформирования строительной отрасли – большинство поправок бизнес-сообществом не поддержаны. Руководители строительных компаний считают, что изменения будут способствовать не развитию конкуренции, а ужесточению регулирования строительной отрасли. «В целом, государственные органы призывают принять пакет поправок, предполагающий угнетение экономической ситуации в строительной отрасли. Позиция комитета относительно выдвинутых к принятию поправок была и остаётся крайне негативной – все участники рынка прекрасно понимают, что сейчас государственный орган заряжает ружье, которым собирается прикончить выживший после пандемии строительный рынок», – комментирует Ирина Манжанова, и.о. Председателя Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен».
МИИР предлагает: ужесточить требования при выдаче лицензии по наличию собственной строительной техники; исключать крупный и средний бизнес из конкурсов по средним и малым объектам до 1 млрд. тенге; расторгать договора о госзакупках в случае привлечения несогласованных с заказчиком субподрядчиков в конкурсе; установить лимит на суммы заключенных договоров по строительно-монтажным работам в 50-ти кратном размере от основных средств, по техническому надзору в 40 млн. тенге на одного эксперта. Это лишь часть поправок всего пакета, с которыми строители категорически не согласны и считают, что они дают государству дополнительные жесткие рычаги регулирования строительной отрасли.
В данном, конкретном случае, отмечает Ирина Манжанова, «представители государственных органов пытаются залатать очень старые дыры в законодательстве очень старыми, уже неактуальными методами».
«Пытаясь повысить градус контроля над бизнесом в строительной сфере, чиновники не способствуют его бурному развитию, но лишь загоняют крупный сектор экономики в строгие рамки плановой экономики. Конечно, бюрократы думают, что рынок адаптируется, но это не так. Так как рынок представлен не государственными компаниями, а частным предпринимательством – и игроки на рынке самые разнообразные – и крупные, и маленькие, и средние. Однако всех их объединяла возможность зарабатывания денег и дальнейшего их применения для роста и развития. Маленькая фирма берёт объект, строит, имеет прибыль, увеличивается – берет больший объект. Возникает необходимость увеличения штата – так возникают новые рабочие места. Больше рабочих мест, больше денежный оборот, больше трат — больше заработка. Чиновники застряли где-то в девяностых, когда и рынка свободного не было, и проблемы решались рукопожатиями и поклонами. К счастью, сама отрасль уже давно играет по законам и правилам свободной конкуренции. А вот государственные органы, отчего-то считают, что механический контроль способствует развитию – хотя он является неотъемлемой частью плановой экономики, оставшейся в далёком прошлом», – подчеркивает Ирина Манжанова.
Председатель Комитета строительства и ЖКХ считает, что логика отсутствует и в введении мер, прямо противоречащих гражданскому кодексу и действующему законодательству – контроль над рынком не должен осуществляться со всех сторон и с тысячами рычагами. Смысл как раз в умеренном контроле, свободном передвижении денег и развитии открытого рынка, настаивают предприниматели. Нельзя ожидать роста данных показателей, пережимая при этом основные артерии, которые эти показатели питают. Невозможно также и бороться с коррупцией, при этом подбивая законы для её активного роста. «Все предложения, которые государственные органы пытаются протолкнуть, мягко скажем, лишены логики и больше похожи на попытку поставить галочку напротив чьего-то распоряжения, нежели на реальные антикризисные меры, направленные на стимуляцию развития строительного бизнеса», отмечает Ирина Манжанова.
«Нововведения, которые были предложены государственными органами в сферах лицензирования, долевого строительства и регулирования земельных отношений в подавляющем большинстве поддерживаются членами Комитета, в отличие от тех изменений, которые предлагается ввести в государственные закупки. Оценивая хладнокровно те предложения, которые государственные органы озвучили, нужно признать следующий факт — озвученные изменения в государственные закупки не имеют никакого отношения к демонополизации рынка, так как в краткосрочной и дальнесрочной перспективах будут выполнять строго обратные функции стимуляции роста монополий. Эти изменения также не способствуют упрощению существующей системы – суть их как раз заключается в усложнении и бюрократизации государственных закупок, передачи контроля над частным бизнесом в руки государства. Инициативы также не несут в себе никаких антикоррупционных функций. Строго говоря, они будут способствовать росту коррупционной составляющей на рынке», – заявляет Ирина Манжанова, и.о. Председателя Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен»
В НПП «Атамекен» подчеркивают, что поправки по реформированию строительной отрасли, которые должны быть направлены на демонополизацию отрасли, вызовут обратный эффект: поддержат монополистов и уберут с рынка небольшие строительные компании, которые не смогут соответствовать новым требованиям.
ссылка на источник